Главная / Новости / Общество / Сапфировая свадьба - прочный союз двух сердец

Сапфировая свадьба - прочный союз двух сердец

09 Июнь 2022, 13:36   Количество просмотров - 720

15 мая Бопежан Алишевна и Курган Шамшетдинович Тулекины отметили 45-летие совместной жизни.

 

Это казахская семья, в нашем районе казахов проживает немного, но они славятся своим гостеприимством и дружелюбием. Семья Тулекиных многодетная, супруги вырасти четверых сыновей, все парни - воспитанные, трудолюбивые, глубоко порядочные люди. Нам интересно было узнать, как строились отношения в этой семье, придерживаются ли супруги национальных традиций и обычаев, как встретились, где познакомились? И мы напросились к ним в гости.

 

- Приезжайте,- сказала Бопежан Алишевна, - гостям мы всегда рады, пообщаемся.

 

И вот мы в уютном, гостеприимном доме Тулекиных. Увидев супругов, сразу промелькнула мысль, что они очень гармонично смотрятся вместе. И, несмотря на свои 60 плюс, выглядят очень хорошо, особенно Бопежан, ее внешность до сих пор сохранила следы былой красоты. А в молодости это была яркая пара.

 

- 45 лет минуло после нашей свадьбы, а кажется, что это было вчера, - говорит Бопежан Алишевна. - Как же быстро пролетела жизнь. Сыновья выросли, старшей внучке уже 16 лет! Даже не верится, что возраст подкрадывается все ближе к 70 годам… Я родом из Свердловской области, Каменского района, у нас была многодетная казахская семья, я родилась последним 14-м ребенком. Затем семья переехала в курганскую область, мы жили в сельской местности, большей частью, в доме, лесу неподалеку от аула, родители всю жизнь пасли скот, и мы переезжали из аула в аул. В доме не было света, поскольку он находился в лесу, пользовались керасиновой лампой, печкой. Условия жизни в то время были тяжелые, дети болели, умирали, из 14 детей нас осталось лишь трое.

 

Когда пришло время идти в школу, я совсем не знала русского языка, родители разговаривали на казахском, русский понимали плохо. Мы поселились на квартире у одной бабушки в ауле Мавлютово, и она нас учила русскому языку, учила общаться, разговаривать. Полностью русской речью мы овладели уже в школе. После окончания 8 класса старшая сестра забрала меня к себе в Алма-Ату, там я окончила вечернюю школу и текстильное училище, два года работала ткачихой на текстильной фабрике, а затем переехала в Кустанай и устроилась на текстильный комбинат. Работа мне нравилась, заработки были хорошие, но родители настаивали, чтобы я вернулась домой, в деревню, чтобы жила рядом с ними. Вот я и вернулась, а вскоре оказалась на свадьбе у знакомой, где и познакомилась с ее братом Курганом, он в то время только армию отслужил. Друг другу мы понравились сразу, начали встречаться, нам обоим уже было за двадцать. Около года мы дружили, а потом Курган приехал к моим родителям со сватами, чтобы те дали согласие на свадьбу, а мои родители - ни в какую! Несмотря на то, что жених тоже казах по национальности, другого они жениха мне присмотрели, а о Кургане не хотели слышать. А мне другой был не нужен.

 

- И как вы решили этот вопрос? - не терпелось мне узнать. - Пошли против воли родителей?

- А он меня решил украсть,- сказала Бопежан и улыбнулась по - девичьи, хитровато, бросив взгляд на Кургана, сидевшего рядом.

 

- И как он это сделал?

- Да просто,- заулыбался и Курган Шамшетдинович,-приехал ночью на лошади да и забрал ее с собой у моей сестры, она как раз в гостях у нее была. Привез домой к родителям и сказал, что жить она будет у нас, женой моей будет. Родители мои обрадовались. Нравилась она им. А через две недели пригласили из сельсовета специалиста и зарегистрировали наш брак, было это 15 мая 1977 года. Родители Бопежан поначалу выражали недовольство, а потом смирились с ее выбором и приняли все, как есть. И вот со дня кражи невесты прошло уже 45 лет.

 

Жили молодожены в деревне Басказык Курганской области, после свадьбы они отделились от родителей, им дали дом, Курган работал механизатором, Бопежан везде, где нужны были рабочие руки: и на базовке, и на складе, и в столовой. Так жили тогда многие семьи в деревне. Через три года после свадьбы - в 1980 году родился их первенец, Тлеген, затем через год - Кайрат, и еще через год - Рустам, братья - погодки. Бопежан пришлось оставить работу и заниматься детьми, домом, бытом и хозяйством. Семья Тулекиных жила скромно, но в доме всегда было сытно и дружно. На трудности и быт они не жаловались. Принимали жизнь такой, как она есть, работали много и добросовестно и растили детей.

 

В 1989 году супруги решили переехать в Октябрьский район, в д. Степановка, здесь были сельскохозяйственные фермы и их пригласили на работу: Кургана  - трактористом, Бопежан - на гусиную ферму. Здесь, в Октябрьском районе, в 1990 году родился их четвертый сын Сабиржан.

 

Бопежан призналась, что мечтала о дочке, но Судьба ее наградила еще одним сыночком. Десять лет еще она работала на гусиной ферме. Труд этот очень тяжелый, да еще плюс большое домашнее хозяйство, огород, все это не могло не сказаться на здоровье.

 

В д. Степановка жили супруги Тулекины вплоть до 2021 года. Дом у них был неблагоустроенный, старенький, чисто деревенский, где и печь приходилось топить, и воду носить. С возрастом в таком доме проживать становилось все труднее. В просторный, благоустроенный дом с газовым отоплением переехали они совсем недавно, купили его в с. Октябрьское благодаря сертификату, который получил Курган Шамшетдинович в качестве льготы и привилегии, которая была положена жертвам аварии на ПО «Маяк», пострадавшим от радиоактивного загрязнения. В юности Курган с семьей жил у реки Верхняя Теча в Курганской области, где произошла авария. Своей очереди на получение сертификата он ждал 20 лет. И только в прошлом году смог воспользоваться долгожданной социальной льготой и приобрести достойное жилье, которому супруги не могут нарадоваться. Теперь у них в доме газ, горячая и холодная вода, туалетная комната, стиральная машина- автомат, натяжные потолки. Дети помогли им обустроить квартиру, установили водонагреватель, душевую кабинку. О таких бытовых благах супруги раньше могли только мечтать.

 

- Сейчас бы жить да радоваться, но здоровья уже нет, я две операции на сердце перенесла, все здоровье работе было отдано,- сетует Бопежан, ведь наше поколение трудилось, не жалея сил. Кроме того, детей поднимать надо было, старшего сына в колледже два года учили, младшего - в агроинженерном институте, чтобы оплачивать учебу, держали большое хозяйство, по три коровы, трудно нам дались эти годы. Но все наши сыновья выросли порядочными людьми, мы помогали каждому по мере сил и возможностей, но большей частью они всего добились в жизни сами, сами поставили себя на ноги. Спиртного наши дети в доме не видели, и проблем у них с этим никогда, слава Богу, не было.

 

- Свадьбу мы смогли справить только старшему сыну. Остальные ограничились скромными вечерними торжествами, но семьи у всех сыновей крепкие, живут они в ладу и согласии. Сейчас наша общая семья насчитывает 17 человек, из них семеро - внуки.

 

- А придерживаетесь ли вы своих семейных казахских традиций?

-У казахов почитаемый праздник - Курбан-байрам, мы соблюдаем традиции, связанные с ним, готовим национальные блюда. Но по большому счету, живя в России, казахи обрусели. Наши сыновья не умеют разговаривать на казахском языке, общаются только на русском, и мы с мужем чаще всего общаемся на русском языке и каких-то особых традиций не придерживаемся.

 

- А снохи у вас кто по национальности?

- Ой, семья у нас получилась интернациональная,- смеется Бопежан. - У старшего сына Тлегена жена казашка, У Кайрата - метиска (мать - немка, отец - татарин), у Рустама жена хохлушка, у Сабиржана - русская. Все крови перемешались в нашем роду. Но снохи у меня золотые, я их дочерьми считаю, относятся они к нам с уважением, заботятся, подарки дарят, в гости приезжают. Вот так за одним столом и собираемся все вместе. И внуки дружны между собой. Это такое счастье - видеть их все вместе, видеть продолжение своего рода, а кто какой национальности, разве это важно, главное, чтобы любовь и уважение царили в семье.

 

Этот постулат Бопежан вынесла из жизни. Никто ведь в их семье на словах не учил детей этим заповедям. Просто дети видели, как дружно живут отец с матерью, как общаются, как заботятся друг о друге. В доме не было ссор и раздоров, никто не жаловался на трудности - бытовые и финансовые. Отношения в этой семье были построены на крепком крестьянском укладе жизни и взаимных чувствах родителей. Это бесценное наследие они и передали своим детям. И у них получились такие же браки: прочные, основательные, на всю жизнь! Таким бракам никакие штормы не страшны. Они их переживут и выстоят.

 

Бопежан мне признается: «Я о разводах даже слышать боюсь, в семьях наших детей этого быть не должно, я этого не переживу, мое сердце это не выдержит. В казахских семьях разводов не бывает! Жен мужчины выбирают раз и на всю жизнь. Эта традиция, передающаяся из поколения в поколение».

 

Именно так и произошло у супругов Тулекиных. Курбан выбрал для себя жену раз и на всю жизнь, и что бы ни случилось в их совместной жизни, он никогда бы не предал, не оставил Бопежан ни при каких обстоятельствах. Это красноречиво подтверждают 45 лет совместной жизни в браке. Пара прожила долгую и достойную жизнь. Не случайно эту дату называют сапфировой свадьбой. Символом этой годовщины является камень сапфир. Он обладает высокой твердостью, как и семейный фундамент, выстроенный за 45 лет совместной жизни. Через 45 лет любовь уже не пылает ярким огнем, но отношения между супругами становятся драгоценнее и крепче, а чувства еще более глубокими.

 

 Считается, что с сапфировой свадьбой наступает новый этап в отношениях супругов. Сапфир будет защищать их от невзгод, а их прочный союз продлится еще не один год. И впереди у супругов Тулекиных еще немало радостных дат, которые они будут отмечать в своем дружном семейном кругу. И они заслужили это счастье, выстроенное всей своей жизнью!

 

Фото и текст Надежды ЧЕРНЫШЕВОЙ