Главная / Новости / Общество / «В школах есть одна национальность — дети»: в Челябинске успешно реализуют проект по обучению русскому языку детей мигрантов

«В школах есть одна национальность — дети»: в Челябинске успешно реализуют проект по обучению русскому языку детей мигрантов

02 Дек 2021, 10:41   Количество просмотров - 458

​​​​​​​Одним из лауреатов премии губернатора в сфере государственной национальной политики за 2021 год стала директор средней общеобразовательной школы № 6 города Челябинска Галина Ахметова.

 

На базе школы уже три года действует ресурсный центр, задача которого — научить детей мигрантов грамотно говорить, читать и писать на русском. Для этого здесь разработали специальную программу и даже придумали обучающую игру, сообщает «Челябинский обзор».

 

— Сейчас стихотворение нам прочитает Сумая. Затем приготовиться Исмаилу...

В библиотеке школы № 6 — урок чтения. За партами — шесть младших школьников; для всех русский язык — неродной. Смуглая, с длинной черной косой, юркая Сумая декламирует стихи весело, порывисто — на фоне этого ее акцент почти незаметен.

— У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?..

 

Да, откуда эти дети? В основном из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана — именно из этих стран чаще всего приезжают в Челябинск трудовые мигранты, а значит, и их дети, говорит директор МАОУ «СОШ № 6» Галина Ахметова. Школа находится в Калининском районе Челябинска, в самом начале улицы Кирова. Исторически сложилось так, что здесь проживает много мигрантов: рядом крупные уличные рынки. Поэтому именно сюда чаще всего приводят детей родители-иностранцы. И именно здесь было принято решение создать ресурсный центр, который бы занимался вопросами обучения русскому языку в поликультурной среде Челябинска. Задача центра – научить инофонов (плохо владеющих русским языком) и билингвов (владеющих местной речью, но использующих в быту чаще родной язык) грамотно говорить, читать и писать на русском. Для этого здесь составили специальную учебную программу.

 

— На сегодня, с конца 2018 года, 52 ребенка полностью прошли нашу программу — это ученики, которые нуждаются в дополнительных занятиях по изучению русского как неродного языка. Всего у нас детей таких в школе, конечно, гораздо больше, около 100 с лишним человек, но большая часть из них — уже билингвы, их частично научили русскому языку в семье, — рассказывает Галина Ахметова.

 

Основной состав учащихся школы — дети-носители русского языка. Их учат в том числе тому, что иностранцам надо помогать. Толерантное отношение здесь — по сути, еще одна учебная дисциплина.

 

Детей, которые совсем, ни слова не понимают по-русски, в школе нет, подчеркивают педагоги. В семьях чаще не владеют языком мамы, а папы обычно приезжают в Россию раньше, работают, устраиваются, соответственно, осваивают язык и уже потом перевозят семью. Отцы еще до прихода детей в начальную школу понемногу обучают их русскому. Поэтому даже первоклашки-инофоны вполне в состоянии общаться с одноклассниками и педагогами. В школе они начинают проходить обучение, которое подразделено на следующие направления:

программа «Русский язык без границ», с дидактическими материалами для учащихся и методичками для педагогов;

занятия по социально-психологической адаптации детей;

программы декоративно-прикладного творчества;

занятия по театральной деятельности, риторике;

русские подвижные игры.

 

Дети-узбеки учат песню «Валенки»? Сначала им расскажут, что, собственно, это такое, как их валяют и зачем их носить. Таджики и армяне играют в лапту? То же самое: перед занятием — подробный экскурс в историю игры. Так, постепенно, шаг за шагом дети осваивают не только грамматику, пунктуацию, синтаксис, но и самое главное — семантику: раздел, изучающий смысловое значение единиц языка.

 

Полностью публикация доступна по ссылке: https://obzor174.ru/kak-v-chelyabinske-obuchayut-detey-inofonov-i-bilingvov

 

ИСТОЧНИК: https://pravmin.gov74.ru