Главная / Новости / Закон и порядок / Мать-кукушка

Мать-кукушка

03 Июль 2020, 10:56   Количество просмотров - 1535

Уже более трех десятков лет я публикую в газете  материалы из зала суда самой разной тематической направленности, в том числе - о лишении родительских прав. В советские времена эта тема вызывала большой общественный резонанс, и дел таких было немного. В 21 веке количество их  заметно возросло и социальное сиротство, увы, стало в обществе распространенным явлением. По сути, такие семьи типичны, мало чем отличаются друг от друга. Но долгое время я не могла ответить себе на один вопрос: лучше оставаться ребенку дома с плохими родителями, или быть сиротой в приюте (детском доме), где созданы все условия для его полноценного развития? Время, а также жизненный и профессиональный опыт помогли мне получить ответ на этот вопрос. Сейчас я убеждена в том, что лучше ребенку расти в приюте, чем при ужасной обстановке в доме, и чем раньше он будет изъят из такого дома, тем меньше вреда будет нанесено его психике.

 

Случаев, когда родители, лишившись детей, встают на путь истинный – единицы. В массе же своей с годами ситуация в асоциальных семьях не меняется к лучшему, и дети, находясь в таких семьях, вбирают в себя весь негатив, заимствуют асоциальную модель поведения родителей, поскольку ничего другого не видели, и с этим багажом выходят в жизнь, производя себе подобных. Поэтому не случайно, как только семья приобретает статус семьи, находящейся в социально опасном положении (СОП), УСЗН начинает бить тревогу, спасая детей от их же родителей. И правильно делают!

 

Знакомлюсь с очередным иском УСЗН, поданным в районный суд о лишении нерадивой мамы родительских прав. В суде Ирина В. (назовем ее так) выражает несогласие с иском и утверждает, что полна желания забрать свою двухлетнюю дочку домой и заниматься ее воспитанием. Но без основательной причины, как известно, ребенка из семьи не изымают. В суде представитель истца, свидетели утверждали, что Ирина В. злоупотребляет спиртными напитками, что подтверждается неоднократными фактами и тем, что однажды во время патронажа она кормила ребенка грудью, находясь в сильном алкогольном опьянении, что не могла даже слова сказать (дословно из протокола). Нередко оставляла дочку без присмотра или с чужими людьми, поскольку любит вести свободный, кочевой образ жизни. Акт обследования жилищно-бытовых условий, представленный суду, свидетельствует о том, что в квартире, где проживала Ирина со своим сожителем, был беспорядок: вещи разбросаны, повсюду пакеты с мусором, пустые бутылки, что тоже являлся подтверждением ее асоциального поведения.

 

Органы системы профилактики в течение продолжительного времени постоянно проводили профилактическую работу с 38-летней матерью, она шесть раз привлекалась к административной ответственности по статьи 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию детей, все это время обещала закодироваться от алкогольной зависимости, устроиться на работу, но слова ее так и остались пустыми обещаниями.

 

Поводом для изъятия ребенка послужил факт, что мать в очередной раз оставила его у посторонних людей, сказав о том, что ей надо сходить за детской одеждой и пропала на долгое время. Девочка была доставлена в детское отделение районной больницы. Ее судьбой все это время мать не интересовалась, она сама подтвердила, что в больнице была всего лишь раз.

 

 Из материалов судебного дела также стало известно, что в 2012 году Ирина уже была лишена родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей: Сережи, 2003 года рождения, и Кати, 2009 года рождения (имена изменены).  И она не приложила усилий для того, чтобы вернуть их в семью. В 2018 году появилась на свет еще одна дочка, у которой в графе «отец» стоит прочерк. Восемь лет прошло после того, как детей забрали в приют, в 2020 году история повторилась. А это говорит о том, что модель поведения и образ жизни со временем у Ирины не поменялись. Жизнь ее так ничему и не научила и для общества она – потерянный, социально деградированный человек, что такой может дать своим детям, кроме дурного примера? А в приюте (СРЦ, детдоме) для детей созданы хорошие условия для умственного, духовного, физического развития, они ухожены, накормлены, кроме того, у них есть шанс обрести новую семью, где их смогут по-настоящему любить приемные родители. И историй таких множество. И маленький ребенок может не помнить, а может даже никогда и не узнать о своем трагическом детстве. Неблагополучные семьи страшны тем, что они морально уродуют своих детей, ломая их неокрепшую психику, восстановить которую очень трудно, к тому же память крепко хранит страшные картины из детства, которые могут сопровождать человека всю жизнь.

 

В данном случае, учитывая обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что гр-ка В. не может быть обладателем родительских прав по отношению к своему несовершеннолетнему ребенку. В связи с чем, в отношении нее счел нужным применить крайнюю меру воздействия – лишение родительских прав. По убеждению суда, предупредительные меры не принесли положительных результатов, поэтому в сложившейся ситуации возвращать ребенка родителю суд считает невозможным и исковые требования УСЗН – обоснованными и подлежащими удовлетворению. Одновременно с вынесенным решением о лишении родительских прав в соответствии с ч. 3 статьи 70 СК РФ суд принял решение взыскать с гр-ки В. алименты на содержание ее несовершеннолетних детей в размере 1/3 части заработка.

 

…Женщины, находившиеся в больнице, со слезами на глазах рассказывали о девочке-сироте: «какой чудесный, какой прекрасный, ласковый ребенок, как не болит душа у матери?»

 

Видимо, алкоголь обладает такой разрушительной силой, что напрочь истребляет в человеке инстинкты, заложенные самой природой, один из них – инстинкт материнства. Самка же загрызет любого за своего детеныша, даже если ей это будет стоить жизни. Людям действительно есть чему поучиться у животных, вот до чего мы дожились!

 

(Автор благодарит помощника судьи районного суда Татьяну Кулюпанову за предоставленные материала судебного дела).