Главная / Новости / Общество / Он с детства грезил небом

Он с детства грезил небом

20 Окт 2023, 15:09   Количество просмотров - 457

20 октября отмечается международный день авиационных диспетчеров и работников, занятых управлением воздушным движением. Наземные труженики неба гордятся своей профессией и осознают колоссальную ответственность, возложенную на них.

 

Авиация всегда влекла к себе людей талантливых, умных и смелых, способных мужественно преодолевать трудности, хранить верность профессии и продолжать традиции ветеранов, которые составляют ее гордость и славу. Небо незримо связывает страны и континенты, профессиональная солидарность, взаимопомощь и колоссальная ответственность людей этой профессии помогают сделать его безопасным и открытым для использования в мирных целях.

 

Одним из представителей этой профессии является наш земляк, выпускник Октябрьской школы, окончившей ее в 1974 году - Сергей Анатольевич Курьятов. Он с детства грезил небом и мечтал стать летчиком. Будучи еще мальчишкой, собирал модели самолетов и запускал их в небо. Но простому сельскому парню было непросто поступить в авиационный ВУЗ, даже несмотря на то, что учился он почти на отлично. Но он приближал мечту как мог. И в итоге небо покорилось ему. Сразу после школы Сергей поступил в ТАТУ (Троицкое Авиационное Техническое училище гражданской авиации), после его окончания, в 1977 году, по распределению Сергей был направлен в Магнитогорск, где до 1979 года работал авиатехником, обслуживал легендарные АН-2, отвечал за работоспособное состояние вверенных ему самолетов. За это время освоил шесть типов воздушных судов. Но на этом решил не останавливаться и усердно готовил себя к поступлению в Ордена Ленина Академию гражданской авиации (ОЛАГА), которая находится и сейчас в славном городе Санкт-Петербурге. В те времена город назывался Ленинград. Успешно окончил Академию, где углубленно познавал профессию и совершал учебные полеты в качестве штурмана на Ан-24 и Ил-18, и в 1983 году при распределении его направили работать в Москву, в Московский центр автоматизированного управления воздушным движением. В те времена это был самый прогрессивный Центр управления полетами, оснащенный самым современным оборудованием. Такие же Центры, но с достаточно меньшим техническим обеспечением были запущены в работу в 1981 году в Киеве и Минводах. Вот так в 1983 году он стал авиадиспетчером. И этой профессии он посвятил почти 40 лет жизни, проработав авиационным диспетчером вплоть до 2021 года.

 

 Проживая в столице, Сергей Анатольевич испытывает ностальгию по своей малой родине и как только у него появляется возможность, он приезжает в Октябрьский район, здесь прошло его детство и юность, здесь все дорого его душе.  Этим летом он вновь побывал в гостях на своей родине, в с. Октябрьское, посетил районный музей, редакцию, пообщался с одноклассниками. Он сказал, что их выпуск был очень сильным, его одноклассники учились в лучших ВУЗах Москвы, Ленинграда. И он благодарен своим учителям и своей школе за этот прочный фундамент знаний, особенно по таким дисциплинам, как математика, физика, русский язык и география, которые он сдавал при поступлении в ВУЗ. Эти предметы вели в школе В.Н. Зайцев, А.К. Розенблат, Л.А. Самарина и Н.В. Полтавская.

 

 Стоит сказать, что Сергей является одним из немногих наших выпускников, связавших свою жизнь с гражданской авиацией, и поэтому нам было интересно узнать из первых уст об особенностях этой профессии, о которой грезят многие мальчишки. И мы попросили Сергея Анатольевича поведать об этом, тем более что для этого имеется серьезный повод – приближающийся профессиональный праздник.

 

 - Летящим в небе самолетом сегодня никого не удивишь, - говорит он. - Да и многие сельские жители наверняка пользовались услугами гражданской авиации: удобно, комфортно, быстро. На борту авиалайнера вас всегда встречают улыбающиеся хозяйки салона - стюардессы и готовые начать путешествие пилоты. Мы садимся в удобные кресла, пристегиваемся и слушаем информацию о полете на двух языках, которую дает нам командир воздушного судна. Но авиация - это один из видов транспорта, действующий как единый механизм, состоящий из отдельных шестеренок, винтиков, болтиков, которые приводят в действие эту огромную структуру. Очень много специалистов трудится в авиации, тут и авиационно-технический состав, который поддерживает воздушные судна в необходимом работоспособном состоянии. И служба перевозок,  отвечающая за перемещение коммерческих грузов, а также за прием и отправку пассажиров. И метеослужба, ведь перед полетом экипаж получает метеоинформацию о погоде по маршруту следования в любой точке земного шара. Также синоптики выдают погоду на аэродроме назначения и на запасных аэродромах.

 

- Я могу долго и много говорить о тех, кто работает в такой уважаемой, романтической и необходимой отрасли, как авиация, но хотел бы остановиться на той профессии и службе, которой посвятил годы своей жизни. Те, кто пользовался авиатранспортом, при выруливании самолета наверняка обращали внимание на здания и постройки на территории аэропорта. И, конечно, обращали внимание на очень высокие остекленные башни, которые увешены множеством антенн. Так вот, там находится диспетчерский пункт руления. Там работают авиадиспетчеры руления, без команды и разрешения которых ни один из самолетов на перроне не запустит своих двигателей и не начнет движение на вылет. Также они отвечают за движение спецавтотранспорта на территории аэропорта. Вся техника оборудована средствами связи. А вот когда самолет, после того, как диспетчер старта разрешил командиру произвести взлет, покидает границы аэродрома вылета, он переходит на связь с диспетчерами, которые как эстафетную палочку принимают и передают этот борт своим коллегам. И это при том, что одновременно на связи у диспетчера находится не один, а несколько бортов. Обычное рабочее движение – порядка десятка самолетов. В пиковые периоды времени бывает гораздо больше. У меня нередко в летнее время доходило до 20 бортов одновременно. И эта наша служба называется УВД  (прошу не путать с Управлением внутренних дел) Управление воздушным движением. Так что, когда вы видите в небе самолет или сами в нем летите, то знайте, что ваш самолет и вы находитесь под постоянным контролем авиадиспетчеров службы движения, и вас бережно передают из рук и в руки ваши невидимые проводники и помощники в обеспечении безопасности полетов.

 

 - В авиации мы говорим всегда пожелание: «Чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок!» Среди авиадиспетчеров существует правило – работа должна выполняться, невзирая на какие бы то ни было обстоятельства и условия работы. Сейчас, конечно, трудные времена для всех, в том числе и для авиации. Но тот механизм, про который я говорил выше, работает без сбоев. Ведь безопасность пассажиров в небе находится в руках не только пилотов и техников, но и авиадиспетчеров, контролирующих упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, чтобы не допускать их столкновение, а в особых ситуациях – оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь.     Для успешного выполнения своей работы специалисты данной профессии должны обладать знаниями авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и особой психологической подготовкой. С годами профессия авиадиспетчера стала одной из ведущих профессий в Гражданской авиации. И я горжусь своей принадлежностью к этой очень сложной и очень ответственной профессии и благодарю Судьбу за то, что мне выпало счастье исполнить свою мечту.

 

 А мы по праву можем гордиться своим земляком, получившим столь завидное образование и добившимся столь высоких профессиональных успехов, но в тоже время так ценившим свою малую родину и все, что с ней связано, и поздравляем с профессиональным праздником!  И пусть жизненный путь Сергея Курьятова станет примером для мальчишек, которые грезят небом, как когда-то грезил он сам, и знают, что если ты будешь стремиться покорять высоты, то ты обязательно их покоришь.

 

АВТОР: Надежда ЧЕРНЫШЕВА