Главная / Новости / Общество / Зачем нужны умные счетчики?

Зачем нужны умные счетчики?

19 Окт 2020, 13:52   Количество просмотров - 498

В редакцию газеты в последнее время обращаются жители района с просьбой объяснить, что за счетчики устанавливают сейчас повсеместно на опорах линий электропередачи? Для чего они нужны? И как быть со счетчиками электрической энергии, установленными  в жилых домах? Вопросов много, и чтобы получить на них ответы, мы обратились к начальнику Октябрьского РЭС Троицких электрических сетей филиала компании «Россети Урал» -«Челябэнерго» Владимиру Анатольевичу Кобец.

 

Владимир Анатольевич, расскажите пожалуйста, что за приборы ставят сейчас на опоры ЛЭП, и почему в них возникла потребность?

В. Кобец: - Это интеллектуальная система учета, которая устанавливается потребителям электроэнергии для контроля качества напряжения, нагрузки и определения мощности. Цель установки – свести к минимуму потери электроэнергии. Установка осуществляется в рамках программы нашей энергокомпании по цифровой трансформации, поскольку энергетика – отрасль динамичная, она постоянно развивается и идет в ногу со временем.

 

- Как это работает?

В. Кобец: - Сначала производится установка данного прибора и проверка его на нормальную работу. После этого специалист РЭС приходит к потребителю с «актом разграничения балансовой принадлежности» и «актом допуска прибора учета в эксплуатацию», где указываются показания старого счетчика и нового. Потребителю необходимо эти акты подписать. Потом ему передают дисплей (пульт) с жидкокристаллическим экраном, на котором высвечиваются текущие показания счетчика. Плюсом является то, что людям не надо снимать и передавать показания. Вся информация отображается в режиме онлайн на мониторах у специалистов РЭС. Потребителю остается только произвести оплату.

 

- То есть согласие потребителя на установку умного счетчика не нужно? А если человек не захочет подписывать акты, что тогда?

В. Кобец: - Нет, их согласие не нужно. Приборы учета устанавливаются на основании закона (Федеральный закон № 522) об умных счетчиках электроэнергии, который вступил в силу с 1 июля 2020 года по всей стране. При отказе потребителя подписывать акты мы имеем право сделать все в одностороннем порядке. Но пока таких случаев зафиксировано не было.

 

- А как быть со старым счетчиком? Его нужно убирать?

В.Кобец: - На усмотрение пользователя. Можно убрать, а можно оставить и сверять показания двух счетчиков. В идеале они должны совпадать.

 

- Владимир Анатольевич, а чем эти счетчики отличаются от предыдущих?

- Класс точности этих приборов выше всех ранее установленных, а это значит, что он более достоверно считает киловатты. Он не подвержен влиянию погодных условий и выдерживает температуру от -40 градусов до +50. От обычных электросчетчиков «умные» приборы учета отличаются способностью работать в многотарифном режиме, то есть можно однотарифный прибор учета перепрограммировать на двухтарифный и наоборот. Еще одна функция – возможность полного или частичного ограничения подачи электроэнергии, а также ее возобновления. Если потребитель становится неплательщиком, то система его ограничит, как и в случае превышения заявленной мощности.

 

- С какого времени началась установка интеллектуальной системы?

В. Кобец: - Именно такие приборы - с 1 июля этого года. Лет 8 назад мы устанавливали другое устройство, матрицу. Сегодня они работают в д. Шишминка, д.Шипкино, д.Сысоево и частично в с. Октябрьское. Это тоже современное и высокоточное устройство. Отличается от интеллектуальной системы лишь производителем и классом точности.

 

- Владимир Анатольевич, где и сколько новых счетчиков установлено на сегодняшний день? И уменьшились ли за это время потери электроэнергии?

В. Кобец: - Всего в районе около 10 тыс. потребителей. В настоящий момент счетчики установлены 1500 потребителям: д. Киевка, д. Буланово, д. Бакшан, д. Окунево, д. Горелое – 100%, п. Березовский, п. Крутоярский – 80%, п. Новомосковский – 60%, с Октябрьское – 20%. Подключение будет поэтапное. Весь район будет оцифрован до 2030 года. Что касается разницы после установки, она очень ощутима. Например, в д. Шишминка раньше потери электроэнергии составляли около 30%, а сейчас не более 5%, которые являются техническими.

 

- А что будет, если потребитель повредит прибор?

В. Кобец: - В таком случае, если будет доказано, что это умышленное повреждение, мы обратимся в правоохранительные органы с целью нахождения виновного лица и возмещения убытка. Но я хочу обратиться ко всем с просьбой самостоятельно не внедряться в цифровую установку и не нарушать режим ее работы, чтобы потом не пришлось возмещать ущерб.

 

Хочется добавить, что вся наша работа направлена на то, чтобы обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение населения. Это главная задача компании «Россети Урал». Мы прилагаем все усилия для обеспечения качественного предоставления услуг.

 

Интервью провела Евгения Синявская

 

·        Приобретение и замена счетчиков для потребителя бесплатны – по закону эти расходы берут на себя энергокомпании.

·        Нововведения касаются всех потребителей электроэнергии – физических и юридических лиц.

·        Все общедомовые счетчики в многоквартирных домах будет устанавливать обслуживающая энергосбытовая компания.

·        В остальных случаях, в том числе в частном секторе, на производственных территориях, в садовых и дачных обществах установкой будут заниматься электросетевые компании. На территории Челябинской области этот функционал перешел в том числе и в зону ответственности филиала «Россети Урал» — «Челябэнерго».