Профессию учителя он выбрал не зря
Вот и прозвенел долгожданный первый школьный звонок, открывающий счет школьным будням.
После летних каникул детвора вновь переступила порог Октябрьской начальной школы. Ребята позврослели за лето, соскучились по друзьям, любимым учителям. И педагоги с радостью встречают своих учеников. На счету учителя иностранных языков Андрея Григорьевича Свинолупова это уже пятнадцатая торжественная школьная линейка. Незадолго до 1 сентября состоялся наш разговор.
- Андрей Григорьевич, пятнадцать лет педагогического стажа - это немало. Сколько у Вас было выпусков в школе?
- У меня двенадцать выпусков детей начальной школы. Кому-то может показаться, что слово «выпуск» звучит немного пафосно, но наши выпускники, пройдя путь длиною в четыре года, преодолевают первый школьный рубеж. Из несмышленых первоклассников мальчишки и девчонки превращаются в серьезных, ответственных и самостоятельных будущих пятиклассников. И не надо думать, что только мы, взрослые, учим чему-то детей. Признаюсь, общаясь с ними, я сам становлюсь любознательнее, начинаю замечать то, на что раньше даже внимания не обращал.
Я рад, что после окончания Челябинского государственного пединститута, а учился я на факультете коррекционной педагогики (у меня есть также диплом учителя иностранных языков), я попал в сильный педагогический коллектив под руководством Клавдии Николаевны Беловой. Теперь я точно знаю: эту профессию я выбрал не зря. Мне хочется в каждом своем ученике воспитать стремление к познанию, научить их думать. Маленькие дети очень доверчивы для них педагог – самый справедливый и самый добрый. Для меня очень важно их не разочаровать и передать им все то, что знаю и умею.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей общественной работе?
- Многому меня научила и работа в общественной организации инвалидов: 13 лет назад мы активно организовывали мероприятия для молодёжи – спортивные, интеллектуальные, даже пробовали заниматься трудоустройством инвалидов.
Очень часто сама жизнь подсказывает основные направления деятельности. На сегодняшний день это реабилитация детей-инвалидов в широком смысле этого слова. Оздоровление и организация досуга людей с ограниченными возможностями зрелого возраста, и организация доступной среды на территории Октябрьского муниципального района.
- Как строится работа по реабилитации детей-инвалидов?
- Я дефектолог районной психолого-медико-педагогической комиссии, куда часто за помощью обращаются родители, учителя, обучающие детей-инвалидов. А это образовательная реабилитация, цель которой сделать процесс нахождения ребенка с инвалидностью в образовательной среде максимально безболезненным, удобным и профессионально продуманным.
Кроме того, общество инвалидов активно сотрудничает с Управлением социальной защиты населения, Центром социальной помощи, Домом детского творчества. Все эти организации помогают в организации мероприятий досугового, воспитательного, а также юридического характера.
- Андрей Григорьевич, что можете сказать о работе с инвалидами зрелого возраста?
- Совместно с Центром социальной помощи мы стараемся облегчить жизнь инвалидов, оказывая социальные услуги различного характера: «Социальный туризм», «Социальное такси» и другие. В клубе «Незабудка» часто совместно с узкими специалистами районной больницы, педагогами дополнительного образования, культуры, рассматриваем и решаем вопросы оздоровления, помогаем с оформлением льгот. Проводим мастер- классы, где люди обучаются новым видам деятельности. Но самое важное это то, что люди не остаются один на один со своими проблемами, а в процессе общения находят необходимую им поддержку.
- В 2008 году была разработана программа «Доступная среда» для инвалидов. Можно немного поподробнее об этом. Что сделано по обеспечению доступной среды в Октябрьском районе?
. - Да, жизнь сегодня меняется, причем, стремительно. Должна меняться и инфраструктура. В мегаполисах (в Москве, Екатеринбурге, Челябинске) этот тренд – «доступная среда» существует уже более 15 лет. Помню, как вернувшись со Всероссийского Съезда инвалидов, который проходил в столице нашей Родины, я с юношеским восторгом рассказывал об оснащении школ, гостиниц, входов в общественные здания, о том, что для инвалидов там создаюся все условия, и как было бы хорошо, чтобы в нашем районе были созданы достойные условия для людей, имеющих инвалидность. Я мечтал об этом.
Прошло несколько лет и вместе с директором начальной школы, специалистами районного Управления образования мы спроектировали пандус для Октябрьской начальной школы: сверялись со строительными нормативами, советовались с архитекторами, с областным обществом инвалидов. Затем создавали реестр объектов социальной инфраструктуры совместно с Управлением социальной защиты населения, многократно советовались с главой района, его заместителями, начальниками Управления образования и культуры, планировали. В реузльтате – в РДК, зданиях районного музея, полиции, федерального суда, 3 аптек, Октябрьской начальной школы, поликлинического отделения ЦРБ и еще более чем в 30 школах, детских садах, домах культуры, магазинах Октябрьского муниципального района появились пандусы и приспособления для беспрепятственного доступа.
В будущем хотелось, чтобы для инвалидов доступными стали такие здания, как Сбербанк, районная прокуратура, а также почтовые отделения в с. Октябрьское и Подовинное.
Оказалась своевременной и идея об организации мест для парковки автотранспорта инвалидов. Совместно с руководителями администрации Октябрьского муниципального района и районного ГИБДД определены 14 мест для последующей установки знаков и дорожной разметки. И это тоже точка роста.
- Скажите, имеет ли учитель право на ошибку или все-таки нет?
- Я, например, по-прежнему, часто ошибаюсь. А, значит, учусь, и в чем-то становлюсь профессиональнее. Думаю, что не нужно предвзято относиться к этому. Каждый человек учится на своих и чужих ошибках.
- Андрей Григорьевич, Лев Толстой однажды сказал, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я уверена, что Вы в полной мере обладаете и тем, и другим.
- Спасибо Вам за добрые слова.